Звук, ритм, музыка – их воздействие на физическую и тонкую природу человека. По лекции Э.К. Проффет.

В статье сделана попытка восстановить древние знания священной науки звука и ритма на основе сведений, содержащихся в лекции «Звук, ритм, музыка и их воздействие на душу и поток энергии в чакрах», прочитанной Элизабет Клэр Профет (США) в 1977 году.

О священной науке звука и ритма

В начале лекции Э.К. Профет повествует:

«Жрецы и жрицы, поддерживавшие Пламя Матери в храмах Лемурии, знали священную науку звука и ритма. 12 храмов, посвящённых Пламени Матери, окружали центральный алтарь. Эти храмы расположены на месте, которое сейчас известно, как вулканический пояс вокруг Тихого океана. Таким образом, некоторые храмы находились на побережье США. В этих храмах поднятие энергии Матери раскрывало основную точку проявления совершенства Бога в сердце» (1).

Напомним, что согласно сведениям, приведённым в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в процессе своего развития человечество проходит довольно продолжительные стадии, называемые Коренными Расами. Каждая Коренная Раса развивается на своём материке, и ей присущ определённый уровень развития сознания. Разделение полов, оформление процесса деторождения в том виде, как он существует и сейчас, наконец, наделение человека Разумом – все эти события относятся к периоду Третьей Коренной Расы, развивавшейся на материке Лемурия [1].

Вулканический пояс вокруг Тихого океана, на месте которого, согласно приведённой выше цитате, располагались 12 Храмов, – это область по периметру Тихого океана, в которой находится большинство действующих на сегодняшний день вулканов[2].

Звук, ритм, музыка и их воздействие на души и поток энергии в чакрах

Согласно сведениям, содержащимся в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, на определённом этапе на Лемурии существовала высокоразвитая цивилизация: строились города, развивались ремёсла, наука, искусства. Однако постепенно эта цивилизация стала приходить в упадок.

«Тайны Небес и Земли, открытые Третьей Расе их Небесными Учителями в дни их чистоты, стали великим центром света, так как они рассеялись и упали на несвойственную им почву, ибо она была слишком материальна. Среди народных масс Тайны или Мистерии эти выродились в колдовство и впоследствии вылились в экзотерические религии, идолопоклонство, полное суеверий, и в культ человека или героя» (2, стр. 326).

«…большинство человечества впало в растление и грех, за исключением лишь Иерархии «Избранных», последователей и учеников «Сынов Воли и Йоги» (2, стр. 370).

И одной из главных причин нравственной деградации жителей Лемурии Э.К. Профет считает искажение ритма.

«Затем наступило тёмное время мятежа против света Матери, эра искажения пламени, так как жрецы и жрицы исказили и звук, и ритм. Вследствие искажения звука и ритма Маха Кали тело Матери обрушило на планету катаклизм, что запечатлено в истории континента Лемурии в огне в результате вулканического извержения» (1).

Поэтому если допустить, что гибель огромного материка стала следствием искажения музыкального ритма и последовавшей духовно-нравственной деградации, то насколько важным является восстановить утерянные знания о влиянии звука и ритма на человека, чтобы не допустить вновь ошибок прошлого. Но прежде нам потребуются некоторые представления о самом человеке и тонких, невидимых невооружённым глазом аспектах его естества.

Чакры – энергетические центры человека

Согласно Учению Владык Мудрости, помимо физического тела, человек обладает также более тонкими принципами, или телами: астральным, ментальным и эфирным. Также человек обладает тремя аспектами, или принципами, составляющими его бессмертную часть: Высшее Я, Каузальное тело и Я ЕСМЬ Присутствие. Все принципы связаны между собой системой энергетических центров, или чакр.

Как считается в некоторых восточных традициях, вдоль позвоночного столба расположены семь основных чакр (всего чакр гораздо больше). Учение о строении чакр было подробно дано через Марка и Элизабет Клэр Профет.

 «Каждый из колесообразных вихрей, составляющих чакры, обладает, согласно учениям Гималайских Владык, некоей частотой, обозначаемой числом так называемых лепестков. Эти лепестки определяют поток энергий от Бога к человеку и управляют определенными аспектами Божьего сознания, обычно называемыми добродетелями, которые могут быть усилены внутри чакр.

<…>

Чакры находятся в основании позвоночника, над селезенкой, над пупком, над сердцем, в горле, на лбу и на макушке» (7).

Итак, лепестки каждой из чакр напрямую связаны с определёнными добродетелями, которыми должен овладеть человек. В качестве примера можно привести список добродетелей, необходимых для раскрытия сердечной чакры: «Богомастерство; Богоконтроль, Богопослушание и Богомудрость; Богогармония, Богопризнательность, Богосправедливость; Богореальность, Боговидение и Богопобеда» (7).

В следующей таблице приводится количество лепестков каждой из основных чакр.

ЧакраКоличество
лепестков
Венца972
Третьего глаза96
Горла16
Сердечная12
Тайной обители сердца8
Солнечного сплетения10
Седалища души6
Основания позвоночника4

Теперь мы вполне готовы к тому, чтобы приступить к изучению науки звука и ритма.

Ритм Жизни

Напомним, что, согласно «Тайной Доктрине», человечество времён Третьей Коренной Расы напрямую руководилось Божественными Наставниками – Владыками Мудрости, которые дали обретшему Разум человеку знания в области наук, культуры, искусства. Таким образом, можно предположить, что и наука ритма, о которой мы будем вести речь, имеет Высшее, Божественное происхождение.

«Из Пламени Матери рождается ритм всех ритмов. Пламя Матери находится в первой чакре – чакре основания позвоночника. Это белая сфера света, которая остаётся опечатанной, пока мы не начинаем медитировать на эту энергию, поднимая её по позвоночному столбу. По мере того как эти лепестки начинают вращаться под действием медитации и звучания Слова, они начинают проявлять ритм жизни: 4/4, ¾, 6/8, 2/4, 12/8, 5/4, 7/4, 12/4.

Знаменатель кратный четырём связан с Матерью, являя основание пирамиды Жизни: огонь, воздух, воду и землю» (1).

Напомним, что согласно устоявшемуся на сегодняшний день способу музыкальной записи, музыкальное произведение записывается в виде последовательности нот. Ноты различаются не только по высоте, но и по длительности. Причём каждая более крупная длительность относится к следующей по порядку более мелкой, как 2:1. Например, целая нота по длительности равна двум половинным, половинная -- двум четвертным, четвертная – двум восьмым и т.д. Это общее правило нарушается лишь в некоторых отдельных случаях, о которых будет идти речь далее.

Для поддержания единого ритма, в музыке вводится понятие метра – чередования звуков равной длительности -- долей. Причём некоторые доли выделяются специальными ударениями, такие доли называются сильными. Доли, которые не выделяются ударениями называются слабыми. Промежуток между двумя ближайшими сильными долями называется тактом (отображается на нотном стане вертикальной чертой). Такт характеризуется размером, который записывается в виде дроби. Знаменатель дроби указывает на длительность долей из которых состоит такт, а числитель на количество долей в такте. Наиболее часто встречаются размеры такта: 4/4, 3/4, 6/8, 2/4 и другие.

Например, такт размера 3/4 (читает «три четверти») состоит из трёх четвертных долей. Считается как «РAЗ два три, РАЗ два три и т.д.» (первая доля сильная, две последующие -- слабые).

В следующей таблице демонстрируется соответствие музыки различных музыкальных размеров определённым чакрам человека.

Э.К. Профет сообщает, что в зависимости от своего ритма, выражающегося размером такта, музыка может оказывать воздействие на разные чакры.

ЧакраКоличество
лепестков
Музыкальный размер
Венца972--
Третьего глаза962/4
Горла16--
Тайной обители сердца8--
Сердечная12¾ (внешний ритм)
12/8 (внутренний ритм)
Солнечного сплетения105/4
Седалища души66/8
Основания позвоночника44/4

В следующим музыкальном фрагменте демонстрируются различные ритмы, можно постараться почувствовать влияние этих ритмов на энергетические центры.

Аудио фрагмент Э.К. Профет демонстрирует влияние разных ритмов на чакры.

Влияние музыки на чакры

Чакры соответствуют также определённым музыкальным инструментам, звучание которых высвобождает энергии этих чакр. Это соответствие показано в следующей таблице.

ЧакраКоличество
лепестков
Музыкальный размерМузыкальный инструмент
Венца972--Струнные
Третьего глаза962/4Фортепиано
Горла16--Медные духовые
Тайной обители сердца8 Клавесин
Сердечная12¾ (внутренний ритм)Арфа
12/8 (внешний ритм)
Солнечного сплетения105/4Орган
Седалища души66/8Деревянные духовые
Основания позвоночника44/4Барабан и все ударные инструменты

Помимо музыкальных инструментов, каждой чакре соответствуют свой определённый вид музыки. Например, чакре основания позвоночника соответствует традиционная индийская музыка.

«Музыка Индии унаследована из Лемурии. Именно в Индию, находящуюся на границе вулканического тихоокеанского пояса, жрецы и жрицы, избежавшие падения, принесли секрет истинной религии, истинной культуры, искусства и музыки древней родины. Именно в Индии в большей степени сохранилась культура исчезнувшей Прародины» (1).

Фрагмент Раги «Утренняя Любовь».

Божественная музыка и её искажения

Наш мир дуален, и практически у каждого проявления есть свой антипод: добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, милосердие и жестокость. Точно также и в области искусства и культуры. За время своего существование человечество в лице своих лучших представителей создало огромное количество поистине Божественных, бессмертных и нетленных произведений в живописи, литературе, поэзии, архитектуре. И одновременно с этими прекрасными образцами существуют совершенно отвратительные проявления, которые каждый может с лёгкостью перечислить самостоятельно.

Музыкальная сфера не стала исключением. И одновременно с величайшими произведениями классической музыки мы наблюдаем особенно в последнее время засилье совершенно низкопробных произведений, быстро завоевавших популярность, при этом незаметно подтачивающих физическое и душевное здоровье ничего не подозревающих слушателей.

Проследим историю искажения музыки.

Ритмы Вуду

«Изначально искажения ритма присутствовали в ритмах Вуду. После Лемурии они пришли на континент Афры, чтобы навязать свои ритмы душам, проходившим своё развитие в культуре Золотого Века и которые были известны как Фиолетовая Раса и Голубая Раса. Эти эволюции достигли очень высокого уровня развития в расцвете своих Золотых Веков. Память об этих Золотых Веках затеряна в записях Акаши. Так, некогда высокая цивилизация была уничтожена чёрными магами» (1).

Ву́ду (англ. Voodoo) –  система верований, первоначально распространённая на территории Африки.

Музыка и танцы – ключевая часть ритуалов вуду, при помощи которых участники церемонии впадают в экстатические состояния.

«Это ритм на три счёта, содержащий искажение Троицы. Это смерть Бога в проявлении.

<…>

Возбуждение и пляски продолжаются до полного физического и морального истощения» (1).

Эта музыка является искажением чакры основания позвоночника.

Аудио фрагмент вуду музыки.

Можно сравнить эту запись с приведённой ранее индийской рагой. В обоих фрагментах мы слышим ритм ударных инструментов. Однако если в случае раги этот ритм напоминает нам о внутренней дисциплине и самоконтроле, то гипнотическая музыка вуду понуждает броситься в сумасшедшую пляску, впасть в исступление. С помощью повторяющихся периодически фрагментов, данные ритмы оказывают гипнотическое воздействие. Таково недооценённое современностью страшное влияние ритма.

Джаз – искажение энергий чакры венца

Первоначально ритмы вуду были распространены только на отдельных территориях Африканского континента, однако всё изменилось с наступлением эпохи великих географических открытий. Освоение европейцами новых территорий привело к одному из самых крупнейших в истории человечества массовому переселению людей: вывозу рабов из Африки в Америку. Таким образом вместе с перевозившимися в трюмах судов рабами ритмы вуду попали в Новый Свет.

Родиной джаза считается Новый Орлеан – крупный портовый город на восточном побережье США, расположенный близ впадения реки Миссисипи в Мексиканский залив.   

«Начиная с 1835 г. негры собирались на площади Конго в Новом Орлеане, танцевали, пели и совершали ритуалы вуду.

<…>

В конце концов, эти собрания были разогнаны властями, но в 1885 году Чарльз Бади Болтон проникся духом этих людей и стал по-новому играть эту музыку» (1).

История возникновения джаза также неразрывно связана со Сторивиллем – районом красных фонарей в Новом Орлеане, прославившимся своими увеселительными заведениями: танцплощадками, кабаре, варьете, цирком, барами и закусочными. Во всех этих местах приветствовалась новая музыка, и здесь могли найти работу освоившие её музыканты. Именно в таком злачном окружении рождался стиль, которому суждено было в скором времени завоевать мировую славу.

Прежде чем понять, в чём заключается специфика джазового ритма, определим ещё несколько музыкальных понятий.

Напомним, что для поддержания ритма в музыке вводится понятие метра – чередования сильных и слабых долей, которое можно представить, как счёт, который ведёт про себя музыкант, чтобы сохранять ритм произведения. Как правило сильной доле счёта, соответствует акцент в мелодии произведения. Ритмическая последовательность, при которой это соответствие нарушается, называется синкопой.

Например, синкопы часто возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких по длительности звуков на сильном времени. Например, этот приём используется в танце «Краковяк» из второго действия оперы М. Глинки «Иван Сусанин». В начале такта на сильной доле стоит восьмая, после неё идёт четвертная, которая попадает на сильную долю. Таким образом возникает несоответствие акцентов мелодии и метра.

Музыкальный фрагмент. М. Глинка «Краковяк».

Ещё одной особенностью джаза является отклонение от основного соотношения длительности нот. Мы говорили, что основные длительности, относятся друг другу, как 1/2: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д. В случае, когда это отношение нарушается, говорят об особых видах ритмического деления. Одним из наиболее часто встречающихся примеров такого деления являются триоли. Триоль представляет собой деление ноты не на две составных части, а на три. Например, четвертная ноты может быть разбита на три так называемые триольные восьмые.

Нужно отметить, что особое ритмическое деление присутствует и в классических произведениях. Например, триоли звучат в «Лунной сонате» Л. Бетховена.

Элизабет Профет Звук, ритм, музыка и их воздействие на души и поток энергии в чакрах
Музыкальный фрагмент Л. Бетховена. Соната для фортепиано № 14 (“Лунная”).

Но именно сочетание синкопированного ритма, триольного звучания порождает специфическое, присущее джазу звучание. Фактически, первые джазовые музыканты перенесли в свою музыку ритмические приёмы, свойственные в том числе для разрушительной музыки вуду.

Нужно отметить, что первоначально джаз встретил сопротивление среди представителей среднего класса в Америке, которые чувствовали в нём несовместимость с христианской моралью. Однако постепенно такое отношение смягчилось, и джаз, первоначально являвшийся в основном музыкой публичных домов и увеселительных учреждений, стал набирать популярность.

В СССР джаз сначала не был под запретом, однако подвергался критике на фоне противодействию западной культуре в целом, даже были придуманы лозунги, такие как «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Во время борьбы с космополитизмом в конце 1940-x джазовые музыканты стали подвергаться гонениям, однако с наступлением «оттепели» в 1950-60-е гонения прекратились.

В музыкальной среде на данный момент восприятие джаза не является однозначным. Джаз имеет как своих противников, так и сторонников. Однако тему влияния джаза на человека нельзя считать полностью раскрытой, если не проследить, какое воздействие оказывает джаз на тонкую природу человека, его энергетические центры – чакры.

Согласно Э.К. Профет, прослушивание джаза приводит к искажению энергий чакры венца. Сравним два музыкальных произведения. Сначала прослушаем фрагмент  Симфонии №9 Л. Бетховена.

Музыкальный фрагмент Л. Бетховена. Симфония № 9.

Чакра венца является «чакрой проявления Отца. <…> Изначальное высвобождение творческой энергии по указу Отца создало великую музыку Космоса, которую уловил Бетховен и отразил в своей девятой симфонии» (1).

А теперь прослушаем джаз в исполнении Бени Гудмана и Джина Круппа.

Музыкальный фрагмент «Джаз».

Эта музыка не возвышает сознание, но, напротив, вызывает движение энергии к нижним чакрам, подпитывая низменные инстинкты. Неслучайно эта музыка так полюбилась постояльцам увеселительных учреждений.

«При первом контакте с этой музыкой душа воспринимает её как искажение, но потом мы привыкаем к ней так же, как это происходит с другими вредными привычками, будь то привычка к алкоголю, никотину, наркотикам или сахару или любая другая зависимость. Мы жаждем этой музыки всё больше и больше, потому что она забирает у нас всё больше и больше энергии. Эта привычка крадёт вашу энергию, она даёт выход энергии чакр и вам приходится слушать и слушать, чтобы получать дополнительный стимул» (1).

Это объясняет, почему сегодняшняя жизнь практически во всех странах мира происходит на фоне джаза, рока и других видов музыки с неправильным ритмом. Это настоящая зависимость от искажённых ритмов.

В завершение разговора о джазе необходимо отметить, что в возрасте 30 лет у основателя джаза Чарльза «Бадди» Болтона развилось психическое заболевание, и он был помещён в психиатрическую больницу, где провёл остаток жизни. А приблизительно через сто лет в августе 2005 года на родину джаза – Новый Орлеан обрушился ураган «Катрина», в результате чего 80% территории города оказалось под водой. Кто-то назовёт эти трагические события в жизни музыканта и города, где его творчество всячески поощрялось и культивировалось, просто неприятным стечением обстоятельств. Другие могут уследить в этом действие неотвратимого Закона причин и следствий. В любом случае, каждый сам решает, во что верить.

Искажённые ритмы завоёвывают мир

Как известно, 20-й век ознаменовался беспрецедентными по частоте и масштабу потрясениями для человечества:

  • Первая мировая война, и последовавший за ней распад Российской, Второй Германской, Османской, Китайской и Австро-Венгерской империй,
  • Вторая мировая война,
  • Холодная война,
  • Повсеместная морально-нравственная деградация (так называемая «сексуальная революция»),
  • Распад СССР.

Одновременно с социальными потрясениями происходили потрясения в сфере культуры, в том числе, в сфере музыки. Слом классических традиций, которому положил начало джаз, продолжился в начавшихся появляться, как грибы после дождя, новых видах музыки. Причём, чтобы завоевать популярность, исполнители новых направлений соревновались в том, кто сильнее исказит и видоизменит хранимые на протяжении веков музыкальные устои.

Нельзя в связи с этим не вспомнить слова Аристотеля: «Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки, как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада. Ведь сказано: не важно, кто пишет законы при условии, что тот, кто руководит, способен писать музыку для народа».

Учитывали ли новые короли сцены, кумиры миллионов при написании своих произведений священную науку звука и ритма, о которой мы говорили выше? Думали ли они над тем, какое влияние оказывает их творчество на душу и энергетику слушателей? Безусловно, некоторые из них думали, однако вовсе не так, как того бы хотелось слушателям. Так, солист одной из самых популярных рок-групп «Роллинг Стоунз» Мик Джагер заявлял: «Наши усилия всегда направлены к тому, чтобы управлять мыслью и волей людей; большая часть других групп занимается тем же».

И хотя музыканты новых направлений вряд ли имели представления о сложном устройстве энергетических центров человека, их музыка оказывала на эти центры самое непосредственное, правда, в отличие от классических произведений, абсолютно деструктивное и разрушительное воздействие.

Дополним нашу таблицу, отобразив музыкальные направления, положительно сказывающиеся на работе каждой из чакр, а также стили, оказывающие деструктивное воздействие.

ЧакраКол-во
лепестков
Музыкальный размерМузыкальный инструментМузыкальные стили, которые правильно наполняют энергией чакрыМузыкальные стили, которые искажают работу чакр
Венца972--СтрунныеСимфонияДжаз
Третьего глаза962/4ФортепианоФортепианный концертЭлектронная музыка
Горла16--Медные духовыеМаршРазличные виды рока
Сердечная12¾ (внутренний ритм)АрфаВальсФокстрот, танго, джаз‑вальс
12/8 (внешний ритм)
Солнечного сплетения105/4ОрганБхаджаны, мантры (духовные песнопения Индии), западная религиозная музыкаБлюз
Седалища души66/8Деревянные духовыеНародная музыкаТак называемая «душевная музыка» (soul)
Основания позвоночника44/4Барабан и все ударные инструментыМузыкальные произведения и ритмы индийской традиционной музыкиРитмы вуду

Сравним воздействие классических ритмов и их искажение на примере горлового центра.

Согласно данным, приведённым в таблице, музыкой, правильно наполняющей энергией данную чакру, является марш.

Заключение

Каков же выход из сложившейся ситуации? Можно до бесконечности изучать и анализировать всё новые и новые появляющиеся виды музыки, рассуждать на тему их позитивного или негативного воздействия, пытаться увидеть глубокий философский смысл в глубокомысленных, на первый взгляд, текстах, стараться найти сокровища на свалке современной музыкальной индустрии. Но тем самым мы будем направлять нашу энергию на поддержание несовершенства.

А можно пойти другим путём. Можно приучать себя к совершенным, проверенным временем произведениям высокой музыкальной культуры. Это будет способствовать формированию вкуса к по-настоящему прекрасным образцам. Ведь человека, научившегося ценить истинную красоту музыки, уже невозможно обмануть никакими новомодными подделками, он будет буквально каждой клеточкой чувствовать вред, наносимый музыкой с неправильным ритмом и избегать её.

Статью подготовил К.Е. Красников

Литература

  1. Элизабет Клер Профет «Звук, ритм, музыка и их воздействие на душу и поток энергии в чакрах». Лекция. Summit Light House. 1977.
  2. Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина. Синтез науки религии и философии». Том II «Антропогенезис».
  3. Э.В. Способин «Элементарная теория музыки». М: 1963 г.
  4. В.А. Вахромеев «Элементарная теория музыки», М.: 1961 г.
  5. Элизабет Клер Профет «Человеческая аура».
  6. «Ритм в джазе» Music Explore. Электр. доступ: http://www.musicexplore.ru/muexs-273-1.html

[1] Микушина Т.Н. «Добро и Зло. Частное прочтение «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской»

[2] https://ru.wikipedia.org/Тихоокеанское_вулканическое_огненное_кольцо