Внутренний Путь или внешний?

Анализ книги Татьяны Николаевны Микушиной «О Йоге и Медитации»

Татьяна Николаевна Микушина

Данная статья является попыткой осмыслить и поделиться с широкой аудиторией знаниями, полученными автором этого очерка в процессе чтения книги «О Йоге и Медитации» известного русского писателя и философа, специализирующегося на вопросах духовности и нравственности, Татьяны Николаевны Микушиной.

Мы живём в очень непростое время, характеризующееся небывалым избытком предложений, которые услужливо предлагает нам окружающий мир в ответ на любое желание, которое нас посещает.

Например, если мы хотим выбрать новый телефон, стиральную машину или автомобиль, то сталкиваемся с массой предложений, и требуется приложить порой колоссальные усилия, чтобы во всём этом изобилии предложений выбрать то, что нам действительно нужно.

Ничуть не лучшая ситуация складывается и в духовной сфере. Поскольку, как известно, спрос рождает предложения, то всё возрастающее стремление людей к духовным знаниям услужливо удовлетворяется огромным разнообразием духовных направлений, разобраться в которых представляет собой большую проблему.

В этой связи огромную ценность представляет собой труд Татьяны Николаевны Микушиной «О Йоге и Медитации», целью которого является ответить на вопрос: что есть истинная Йога и истинная Медитация, и как отличить эти практики, традиции которых уходят в глубокую древность, от повсеместно преподаваемых ныне под тем же наименованием практик, которые в лучшем случае бесполезны для практикующих, а в худшем могут причинить вред.

Для ответа на этот вопрос в книге анализируются следующие весьма авторитетные источники:

  • «Йога-сутра» Махариши Патанджали
  • «Введение в йогу» Анни Безант
  • «Лахири Махасайа – Путеводная звезда Крийя-йоги» Свами Сатьяшваринанда Гири,
  • «Учитель Эпохи Водолея» Йоги Бхаджана

А также используется личный опыт автора.

Анни Безант

В одной из первых глав Татьяна Николаевна обращается к лекции «Введение в йогу», прочитанной в 1912 году в Лондоне вторым президентом Теософского Общества Анни Безант (1847-1923). В своей лекции Анни Безант даёт представление о двух Путях: Праврити Марга и Ниврити.

Путь Праврити Марга – это Путь выступления, внешний путь. На нём находится подавляющее большинство человечества. На этом пути «желания не только полезны, но и необходимы. И чем больше желаний у человека на этом пути, тем это полезнее для его эволюции. Они представляют собой те мотивы, которые толкают человека к деятельности. Где они отсутствуют, там возникает застой. Человек становится инертным». На этом пути человек идёт вовне, он приобретает знания и навыки, «он должен всё попробовать, всё испытать, получить опыт во всех возможных видах деятельности, которые есть» (Анни Безант, «Введение в Йогу»). Поскольку, как учили древние, и как многие признают в настоящем, мы живём не одну жизнь, то внешний Путь может длиться долго, не одно воплощение. Но это необходимый этап в становлении человека.

В индийской философии известны такие стадии в формировании Вселенной как Выдох Брамы и Вдох Брамы. Поскольку в этом удивительном мире всё подчинено принципу подобия: «как вверху, так и внизу», то подобно тому как в макрокосме –Вселенной, Выдох Брамы сменяется Вдохом, разворачивание Вселенной, сменяется её сворачиванием, то и в жизни микрокосма – человека наступает момент, когда он пресыщается опытом, который может ему дать внешний физический мир и даже более тонкие планы: астральный – план чувств и желаний и ментальный – план мысли и интеллекта, и человек встаёт на Внутренний Путь. Он нашёл то сокровище, за которым Отец Небесный посылал каждого из нас в этот мир, и он готов вернуться назад – в Отчий дом для своей души.

Путь Ниврити – это Путь Возврата. «Путь Возврата, – это работать в согласии с Волей Всевышнего. Он приводит свою волю в гармонию с Верховной Волей, отказывается от всех личных, отдельных желаний… Желание на Пути Выступления становится Волей на Пути Возврата; душа в гармонии с Божественным действует согласно с Законом» (Анни Безант, «Введение в Йогу»).

Однако здесь есть один очень тонкий момент: как правило человеку свойственно преувеличивать свои духовные достижения. И он не всегда способен адекватно оценить на каком участке Пути он находится, и не всегда способен различить все кармические моменты, которые ещё не разрешены им и вынуждают оставаться в некомфортных для него условиях, несмотря на то, что сердце зовёт его ввысь.

Однако все эти тонкие моменты различения находятся под контролем нашего Высшего Я, и мы всегда сможем получить всё необходимые понимание, если внимательно прислушаемся к внутреннему голосу, который звучит в тишине нашего сердца и сможем отличить этот голос, от других голосов, принадлежащих не очень высоким планам желаний и интеллектуального мудрствования.

Помимо таких столь возвышенных, но тем не менее крайне важных, вопросов, как вопросы о внутреннем и внешнем путях, Татьяна Н. Микушина в своей книге обсуждает и массу вопросов, которые покажутся более практичными, и окажут неоценимую помощь любому, кто всерьёз встал на духовный путь.

Она анализирует восемь ступеней йоги, данных Махариши Патанджали и простым и понятным языком доносит до современного читателя суть учения древнего индийского Риши о восьми этапах, которые предстоит пройти каждому устремлённому ученику, а также анализирует тот вред, который приносят попытки перепрыгнуть через одну или несколько ступеней.

Она говорит также о диспенсации Кундалини Йоги, принесённый в Америку Йоги Бхаджанам в 1968 году, о своём опыте занятия практикой медитации, а также о тех сложностях, с которыми сталкивается каждый стремящийся освоить эту практику.

В заключение Татьяна Николаевна приводит технику, которая, по её мнению, является панацеей в наш век утраты истинных духовных традиций – эта Карма Йога, Йога действия или попросту говоря путь Служения Богу и Ближнему. «Применять в жизни Карма-Йогу – это совершенно бескорыстно ради общего блага (если это очень трудно, тогда ради будущего своих детей – своих, не чужих) что-то делать».

Этот путь является доступным для каждого, не зависимо от того, на каком участке пути находится человек, и он не связан с таким количеством подводных камней, какие может встретить на своём пути человек, решивший, например, заниматься практикой медитации, но не усвоивший при этом основы этики жизни, не очистивший в должной степени своё физическое тело, и свои более тонкие тела: тело чувств и желаний и тело мысли. Одним словом, не преодолев всех предварительных ступеней, о необходимости прохождения которых ещё более 2000 лет назад предупреждал своих учеников древнеиндийский мудрец Патанджали.

Вот какую доступную абсолютно каждому человеку практику предлагается в заключение книги:

«Вы можете перед началом каждого дела, которое вы намерены выполнять в течение дня, делать отдельный призыв и просить Бога взять под контроль все ваши действия, чтобы они соответствовали планам Бога. Вы можете просить о том, чтобы ваш жизнепоток был использован Богом для выполнения Его планов.

Таким образом, выполняя самые насущные дела вашего дня, вы фактически постоянно проявляете Бога в своей жизни и постоянно служите Богу.

Это очень простая практика. Эта практика не требует от вас никаких дополнительных вложений денежных средств и даже не требует никаких затрат времени.

Вы просто всё, что делаете в течение дня, посвящаете Богу».

И когда человек начинает постоянно думать о Боге, концентрироваться на нём, посвящать Ему все даже самые обыденные совершаемые дела и избавляться от видов деятельности, которые отделяют от Бога, то человек постепенно становится един с Творцом. Таким образом он достигает того состояния, к которому готовили своих учеников Учителя прошлого.

В заключении хочется пожелать всем успехов на пути преданности и служения!

Статью подготовил К. Красников

О ЙОГЕ И МЕДИТАЦИИ

Т.Н. Микушина

Книга составлена на основе аудиозаписи лекции, прочитанной Т.Н. Микушиной в Университете Этики Жизни 27 марта 2015 года.

В книге содержится ответ на вопрос, что такое истинная Йога и истинная Медитация.

Для ответа на этот вопрос анализируются следующие источники:

«Йога-сутра» Махариши Патанджали,

«Введение в йогу» Анни Безант,

«Лахири Махасайя – Путеводная звезда Крийя-йоги» Свами Сатьяшварананда Гири,

«Учитель Эпохи Водолея» Йоги Бхаджана.

А также используется личный опыт автора.

Если вы начинаете заниматься медитацией, вы должны понимать, что ваша жизнь совершенно изменится. Когда вы занимаетесь истинной медитацией, то вы полностью переключаете своё сознание на Божественный мир.

И первый шаг на этом пути – это постоянно думать о Боге, концентрироваться на Боге.

А завершающий этап этого пути Йоги – когда вы в Боге. Для вас всё перестаёт существовать в этом мире, остаётся только Бог.