Влияние музыки на сознание народов
Кириллу Скотту (1879 – 1970), выдающемуся английскому пианисту и композитору, принадлежит труд «Музыка и ее тайное влияние в течение веков», где раскрывается новое значение музыки, как влияющей на сознание народов.
К. Скотт утверждает, что каждый специальный род музыки имеет ярко выраженное влияние на историю, мораль и культуру человечества. До сих пор считалось, что каждый род музыки рождается из среды присущей ей культурной эпохи. Скотт перевернул все вверх дном, утверждая, что, наоборот, культурные эпохи были созданы музыкой.
Еще древнегреческий философ Платон писал: «Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души… Нужно избегать введения нового рода музыки – это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области».
Аристотель тоже утверждал, что музыка обладает силой формировать характер и что человек при помощи музыки может приучить себя развивать правильные чувства.
Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор некоторых глав из книги Кирилла Скотта «Музыка и ее тайное влияние в течение веков». В них автор описывает влияние музыки на развитие древних цивилизаций Индии, Египта, Греции и Рима, рассматривает, как западноевропейская музыка влияла на формирование культуры в Европе, показывает истоки современной музыки и описывает музыку будущего.
Музыка первых цивилизаций
Именно музыка определила основные черты характера, присущие представителям древних цивилизаций – индусов, египтян, греков, римлян. Она же являлась причиной заката этих великих народов. На примере этих народов можно проследить переход от тонкоматериального (четверти тона индийской музыки) к менее тонкой египетской музыке (треть тона) и грубоматериальной греческой музыке (полутон), зародившей традиции западноевропейской музыки.
Индийская музыка – четверть тона – созерцательное состояние сознания и утончающее воздействие на дух
Индийская музыка использует шаги в четверть тона, для нее характерна не звучность, но утонченность, и как для ее преимуществ, так и для ее ограничений есть основательные причины.
В основе индийской музыки лежат мантры – священный гимны, требующие точного воспроизведения звуков, его составляющих. Эти мантры передавались индийскими священниками в течение столетий и были полностью связаны с религиозными традициями.
Индийские священники не пытались развивать музыку как художественную форму, а стремились только усилить ее мантрическое значение, которое предрасполагало к созерцанию. Утонченность четверти тона способствовала погружению сознания в созерцательное состояние и оказывала утончающее воздействие на дух.
Обнаружив, что определенные звуковые сочетания вызывают глубокую медитацию, священники экспериментировали с ними и утончали их до тех пор, пока не достигли Самадхи, или сверхсознательного состояния сознания. И хотя они в этом состоянии сознания слышали «музыку созерцания», они не принимали никаких попыток выразить это в земном звуке, довольствуясь тем, что она своей силой поддерживала их медитацию, оставаясь вспомогательным средством для достижения объединения с божественным.
Поскольку в индийской музыке отсутствовали разнообразие, энергия и эмоциональная выразительность, присущая западноевропейской музыке, постольку индийцы, как раса, остались односторонне развиты, имея созерцательный, но не активный склад характера. Немногих из них можно причислить к людям дела (исключая касту воинов). Большинство же индийцев мечтательны, медитативно-задумчивы и чрезмерно преданы духовно-спиритуальным вещам.
Особенные качества индийской музыки определяют характерную историю индийского народа, который очень много страдал от отсутствия определенных качеств. В тоже время только созерцательный образ существования их предков мог оставить после себя миру такие единственные в своем роде философские системы.
Музыка Египтян – треть тона – успокоение эмоционального тела и очищение от грубоматериальных вибраций
Египетская музыка характеризовалась третью тона, и поэтому она была на интервал менее утончена, чем индийская музыка, что привело к ее воздействию не на дух, а на эмоции, так как тело чувств менее тонкоматериально, чем ментальное тело.
Утонченный дух становится инструментом мудрости, но только лишь тогда, когда ему не препятствуют грубые эмоции. Они сказываются враждебно на знании и распознавании, если находятся в возбужденном состоянии. С другой стороны, если они спокойны и управляемы, способности разума полностью сохраняются, являя здравый ум и ясность мысли.
Именно этого состояния и достигали египтяне своей третью тона, тем они способствовали успокоению эмоционального тела и очищению его от грубоматериальных вибраций, а также приводили при определенных обстоятельствах к тому, чтобы вызвать эмоциональный вид состояния транса.
В Египте эти школы назывались «мистериями». В одной из их важнейших церемоний кандидат погружался с помощью музыки и других ритуалов в состояние транса, из которых возвращался со знанием состояний бытия после смерти, так как треть тона приводила к отделению астрального тела от физического, что вызывало «астральный транс». В этом состоянии, через действительное переживание, он узнавал о своем бессмертии, посещал не только более высокие планы бытия, но и самые ужасные.
Падение Египта последовало не на основании факторов, которыми обладала египетская музыка, но на основании того, что в ней отсутствовало. Так же, как культура Индии пошла в конце концов к закату, хотя она и обладала духовной мудростью, но она не обладала жизненно-практическим знанием, так и Египет пришел к закату, поскольку располагал знанием практики жизни, но не обладал духовной мудростью. Знание дает силу, а сила слишком часто порождает склонность или любовь к силе, а это – последний шаг к желанию обладать персональной силой, что неизбежно приводит к эгоизму, корыстолюбию и разъединению.
В египетской музыке полностью отсутствовал аспект, пробуждающий мудрость, а ее гармонический, или божественный, аспект был слишком ограничен, чтобы быть постоянно действующим. Египтяне стали злоупотреблять своими оккультными знаниями, куда проникли эгоизм и корысть. Одновременно с их нравственно-моральным упадком пришла в упадок и музыка, постепенно потеряв свою маленькую долю божественной гармонии.
Греция – полутон – воздействие на физическое (материальное)
В Греции полутон проявил себя в воздействии на материальное или физически-тонкое. Греция была первой европейской страной, приведшей музыку в состояние относительного совершенства: она стала искусством, а в определенном смысле даже наукой. Отсюда Греция стала известной своими сведущими музыкантами, и так как все люди там изучали музыку, то те, кто не был в этом сведущ, считались необразованными и несовершенными.
Утверждая о преобладающем воздействии полутона на физическое, мы должны понимать, что существуют также его непрямые воздействия на эмоциональное или духовное. Точно так же, как покорение духа было самой выдающейся чертой в великие времена древнеиндийской культуры, так и преодоление материи стало самым сильно выраженным признаком европейской культуры.
Физическое играло существенную роль в греческой культуре. Художник или скульптор имели единственную цель: изобразить телесное совершенство. Все греческие искусства, полностью «выдуманные», были продуктом лишь трезвого и бесстрастного рассудка. О греческой живописи и скульптуре можно утверждать, что они были не только похожи, но, даже реалистичнее, чем сама природа.
Материалистические представления греков распространились также на их религию. Боги были только грандиозно превознесенные человеческие существа, со всеми их страстями, и отношения между этими богами и человеком были едва лучше, чем отношения между человеком и человеком. Боги всегда имели эфирный образ, сходный с человеческим, статуи богов были просто изображениями высшего телесного совершенства, а не символичны, как произведения Индии. Было немыслимо, чтобы боги прощали человека лишь на основании молитв. Человек должен был приносить им жертвы, предложить дары, всячески угождать.
Так же, как индус был полностью настроен на мечтательную созерцательность, так у грека, прежде всего, были активная деятельность, атлетическое возбуждение, спортивные игры, соревнования и героические дела – прославление тела.
Египтяне упали через свою любовь к власти, а греки – через чрезмерную любовь к физической красоте. Как в египетской, так и в греческой музыке отсутствовал гармонический аспект, т.е. аспект религиозной преданности был развит недостаточно для того, чтобы установить равновесие. Если бы равновесие присутствовало, то многое бы из греческой любви к телесной красоте было направлено в более высокий канал любви духовной красоты; но первый канал для этого был слишком скуден и груб: даже то малое, что имелось ранее, повернуло вспять, а с этим исчезла и гармония из греческой музыки, как ранее и из египетской.
Следует учесть и другие изменения: более чувственные виолы заняли место мелодий для более звучных инструментов, и музыкальный вкус стал слабым и изнеженным. На место настоящих художников пришло все возрастающее число чистых виртуозов, что всегда следует рассматривать как первый шаг к деградации в развитии музыки.
С такими ниспровергающими изменениями в музыке стало проявляться ослабление в характере греков. Их мораль и дух борьбы ослабли, их военные действия не были более успешными. Они допустили, чтобы другие нации вмешивались в их дела. Наконец, они потеряли свой патриотизм и свою любовь к независимости, а с этим утрачены были их подъем и благополучие.
Римляне и их музыка
Римляне стали в истории самым практично настроенным народом: народом жажды деятельности, но не богатства идей и силы воображения. Они восхищались мужественностью, самоограничением, серьезным поведением, прилежанием, и естественным следствием этих черт стало право и порядок. Понятие утонченности им было не свойственно; их искусство было реалистичным, архитектура – монументальной, их позиция в отношении религии – не духовной, а материальной.
В Риме было мало музыки. Но существовало музыкальное направление, которое использовалось римлянами из одних только побуждений необходимости – военная музыка, способствовавшая тому, чтобы поставлять хороших солдат.
Военная музыка наполняла тело энергией и способствовала мужской силе. Это – составные части того, что римляне называли «Virtus» (виртуозность), которая, наконец, приобретала значение мужественности и доблести. Такого рода музыка влияла на физическое, и отсутствие в ней более мягких аспектов не позволило возникнуть любви к телесной красоте, как понимали ее греки, эта музыка не вызывала тех эмоций, которые будят силу воображения. В то время как греки, глядя на красивое тело, восхищались сильным и красивым телом, римляне восхищались им лишь потому, что считали его полезным. Одна точка зрения – эстетическая, другая – практическая, основой же обоих положений было физическое, но углы зрения, под которыми это рассматривалось, были очень разные.
С течением времени, военная музыка, если ей не будут противопоставлены никакие утончающие влияния, будет оказывать вредное воздействие на характер: мужественность может выродиться в стремление к власти, мужество – в жестокость, а сексуальная мужская сила – в чувственность, это как раз и произошло у римлян. Революция 133 года до Р.X. –первый результат воздействия упомянутых плохих качеств. Она была следствием «антагонизма между немногими владеющими властью и многими, считающими, что они имеют тоже на это право.
Что касается второго из перечисленных зол (жестокость), то оно вылилось в вызывающую ужас форму гладиаторских игр. Эти бои в более поздние времена стали неотъемлемой частью римского общества, и оправдывались они тем, «что поднимают военный дух зрелищем отважной смерти». История показала, что они были ответственны за упадок Рима. Эти игры усиливали бесчеловечность и грубость, а их притягательная сила была так велика, что все профессиональные обязанности, в том числе и служебные, которые поддерживали существование государства, были заброшены.
Но если жестокость способствовала разрушению нации, то чувственность – третий порок из упомянутых нами – оказался также разрушительным. Сладострастие и сопровождающее его распутство часто вызывали трусость, так как имели ослабляющее воздействие на тело и нервы.
Названные предыдущие феномены были следствием воздействия военной музыки, что совершенно противоположно тому, что было нужно. История дегенерировавших и опустившихся игроков на китаре и флейте – темная глава в музыкальной истории Рима. Государство же распорядилось вычеркнуть из учебного плана римской воспитательной системы музыку вообще. Последовавший позднее распад Западной римской империи в V в н. э. поставил точку в существовании этого мощного государства.
Материал подготовлен Ж.А. Новичевой, г. Москва
Продолжение следует …
Источник: http://r.sirius-ru.net/2009/2009-08-01.htm