Факты, лежащие в основании биографии Адептов
«Возьмем пример. Легенды – ибо все они легенды для экзотерических целей, каковы бы ни были отрицания в одном случае – о жизнях Кришны, Геркулеса, Пифагора, Будды, Иисуса, Аполлония, Чайтаньи. На мирском плане их биографии, если бы они были написаны кем-либо вне круга, при чтении весьма различались бы от тех повествований, которые сохранены о их мистических жизнях. Тем не менее, как бы они ни были замаскированы и сокрыты от непосвященного взгляда, все главные черты таких жизней там находимы общими. Каждая из этих личностей представлена, как божественно зачатый Сотер (Спаситель), титул, возлагаемый на божества, великих царей и героев; каждого из них или при рождении или впоследствии разыскивает и угрожает смертью (но никогда не убивает) противодействующая сила (мир Материи и Иллюзии), будь то царь Канса, царь Ирод или царь Мара (Злая Сила). Всех их искушают, преследуют и наконец, как утверждается, убивают в конце обряда Посвящения, т. е. в их физических личностях, от которых, как полагают, они избавлены навсегда после духовного «воскрешения» или «рождения». И пришедшим таким образом] к концу путем этой предполагаемой насильственной смерти, все они спускаются в Преисподнюю, Бездну или Ад – в Царство Соблазна, Похоти, и Материи, поэтому – в царство Тьмы, возвратившись оттуда, и преодолев «состояние Хреста», они прославляются и становятся «Богами».
Это великое сходство следует искать не в ходе их каждодневной жизни, но в их внутреннем состоянии и в наиболее важных событиях их деятельности, как учителей религии. Все это связано с астрономическим базисом и построено на нем, который служит в то же самое время основой для представления степеней и испытаний Посвящения: спуск в Царство Тьмы и Материи в последний раз, чтобы потом появиться оттуда как «Солнца Праведности», является наиболее важным из них, и поэтому его находят в истории всех Сотеров – от Орфея и Геркулеса вплоть до Кришны и Христа» [1, стр. 185].
Итак, в приведённом выше фрагменте, утверждается, что сходство биографий (в общих чертах) основателей религий, великих философов и подвижников прошлого объясняется не столько заимствованием авторами и переписчиками священных книг символических сюжетных линий (хотя и оно могло иметь место), сколько тем, что все истинные стремящиеся проходят на своём Пути сходные этапы.
В древние времена существовал специальный институт — Школы Мистерий, в которых специально создавались условия (Мистерии), порой весьма тяжёлые для испытуемого, целью которых было привести кандидата к духовному прозрению, помочь освободиться от привязанности к очередному проявлению мира иллюзии, и обрести внутреннюю Свободу.
В случае успешного прохождения кандидатом очередного испытания, ему открывались некоторые тайны внутреннего и внешнего мира.
При этом прохождение считалось успешным, если испытуемый приходил в своём сознании к правильному выводу, отказывался от присущих ему заблуждений и привязанностей, что и давало возможность обрести новое понимание, главным препятствием в усвоении которого прежде было собственное несовершенство кандидата.
Испытание Солнечного Посвящения
«(О настоящих Мистериях и действительных Посвящениях, разумеется, ничто не может быть опубликовано; о них могут знать только те, кто способны испытывать их на себе. Но можно дать несколько намеков о великих Церемониальных Мистериях Древности, которые для общественности заменяли действительные Мистерии, в которых кандидаты посвящались с большой церемонией и показом Оккультных Искусств. За ними, в тишине и темноте, совершались настоящие Мистерии, как они всегда существовали и продолжают существовать.
В Египте, так же как в Халдее и позднее в Греции Мистерии праздновались в установленное время, и первый день был народным праздником, в котором с большой пышностью кандидатов сопровождали до Большой Пирамиды, в которой они исчезали из поля зрения. Второй день был посвящен церемониям очищения, в заключение которого кандидата одаривали белой одеждой; на третий день) его испытывали и экзаменовали по его опытности в оккультных знаниях. На четвертый день, после другой церемонии символического очищения, его посылали одного на прохождение различных испытаний; наконец, его погружали в транс в подземном святилище, в полной темноте, в течение двух дней и двух ночей. В Египте погруженного в транс неофита помещали в пустой саркофаг в Пирамиде, где происходили обряды посвящения. В Индии и Центральной Азии его привязывали к планке, и когда его тело принимало вид трупа (в трансе), его уносили в святилище. Затем за ним наблюдал Иерофант, «направляя его призрачную душу (астральное тело) из этого мира Самсары (или иллюзии) в нижние царства, из которых, если он был успешен, он имел право освободить семь страдающих душ» (элементариев). Облаченный в свою Анандамайакоша, тело блаженства – Сротапанна оставался там, куда мы не имеем права следовать за ним, и после возвращения – получал Слово, или вместе с «кровью сердца» Иерофанта или же без нее» [1, стр. 345].
Что же происходило за закрытыми дверями древних святилищ?
«Масонское Посвящение было оформлено по образцу Посвящения в малых Мистериях. Третья степень была степенью, применявшейся и в Египте, и в Индии с незапамятных времен, и память о ней держится до сих пор в каждой Ложе под обозначением смерти и воскресения Хирама Абифа, «Сына вдовы». В Египте последнего называли «Озирисом»; в Индии – «Локачакшу» (Глазом Мира), и «Динакара» (создателем дня) или Солнцем – и везде сам этот обряд носил название «врата смерти». Гроб, или саркофаг Озириса, убитого Тифоном, приносили и ставили в середине Зала Мертвых; кругом стояли Посвященные и тут же поблизости кандидат. Последнего спрашивали, участвовал ли он в убийстве или нет, и несмотря на его отрицание, после различных и очень тяжелых испытаний, Посвятитель притворно наносил ему удар по голове топориком; его бросали наземь, забинтовывали, как мумию, и плакали над ним. Затем блистала молния и раздавался гром, мнимый труп окружался огнем и наконец воскресал.
Рагон говорит о слухах, которые обвиняли императора Комода, что он однажды, играя роль Посвятителя, настолько серьезно сыграл ее в драме посвящения, что в самом деле убил посвящаемого, нанося удар топориком. Этим доказывается, что малые Мистерии еще не совсем перестали существовать во втором веке нашей эры» [1, стр. 361].
Приведённое здесь описание Посвящения весьма показательно: сначала кандидат обвинялся в некоем мнимом преступлении («убийстве Озириса»). При этом абсолютно неважно, что говорил кандидат в своё оправдание – он всё равно признавался виновным.
Далее Иерофант наносил испытуемому удар, после которого тот падал, а люди вокруг заворачивали его в саван и оплакивали как умершего. При этом считалось, что душа испытуемого спускается в это время в Ад, где творит дела милосердия, помогая находящимся там душам грешников.
После чего, если кандидат оказывался успешен, если не поддавался страху и прочим низменным чувствам, сохранял Надежду и Веру, то он торжественно воскресал, рождался заново, становился Дважды рождённым или же Посвящённым.
Каждый без труда увидит здесь поразительное сходство с известными событиями распятия и Воскресения Христа.
Единственная разница состоит в том, что в приведённом описании в процессе Мистерии создавались иллюзии несправедливого суда, убийства и, наконец, воскресения из мёртвых. Всё это было как бы спектаклем для всех кроме испытуемого, разумеется.
А Иисус умер по-настоящему.
Но зато и воскрес по-настоящему!
И этим показал пример миллионам людей.
Христос Воскрес!
Статью подготовил К.Е. Красников
Литература
- Блаватская, Е.П. Тайная Доктрина. Том III. М.: Эксмо, 2013.