«Грани Агни Йоги» о музыке

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публиковать избранные выпуски рассылки «Сириус».

Предлагаем вашему вниманию статью за ноябрь 2008 года, в которой приводятся цитаты из книги «Грани Агни Йоги», написанные учеником Н.К.Рериха Борисом Николаевичем Абрамовым. Также приводится статья Б.А.Данилова об Абрамове.

1970 г. 014. (М. А. Й.). Аритмизм в музыке разрушителен и действует разлагающе на сознание. Подобную музыку надо безотлагательно изъять из обращения, ибо недопустимо ею разлагать человеческие организмы. К сожалению, это бедствие еще не осознано людьми. К сожалению, по радио, телевидению и на эстрадных концертах такая музыка допускается и приветствуется несознательными любителями дисгармонии и разложения. Пора прекратить это беззаконие. Пора понять его вредоносность. Пора уберечь детей и молодежь от этого яда.

1970 г. 015. (Гуру). Музыканты, художники, поэты и все настоящие деятели искусства прекрасно понимают значение гармонии и ритма. Именно гармоническое сочетание красок дает полотну красоту и ценность. Красота основана на гармонии. Без гармонии нет Красоты. Искусство, Красота и гармония создают высшие ценности человеческого духа. Когда говорим о Красоте, не отделяем от нее ни гармонию, ни ритм, ибо Красота выявляется через них. Будет время, когда Красота войдет во все области жизни. Чистыми, светлыми, прекрасными и гармонически построенными во всех деталях станут фабрики и заводы, Города и деревни. Настанет время, и Красота победит мир, ибо в нем установятся гармония и ритм.

1971 г. 022. (Гуру). Музыка имеет огромное влияние на состояние сознания народа. Вопрос лишь в том, какая это музыка. Музыка может созидать и разрушать, может вносить гармонию и дисгармонию. Музыка может быть вредной, разлагающей и убийственно действовать на психику и нервную систему человека. Государство должно встать на защиту народа от вредной музыки, разрушающей его сознание, здоровье и равновесие.

1963 г. 007. (Янв. 5). Откуда возьмутся высокие мысли, если на Земле они никогда не посещали сознание? И что будет им созвучать в человеке? И как и чем притянутся они к познающему центру? Если нет маломалейшего, к чему было бы приложить, созвучие состояться не может. Вот почему принятие в сознание хотя бы крупиц, хотя бы искорок Света, хотя бы мыслей немногих, выводящих из сферы обычности, имеет очень большое влияние на условия надземного пребывания. Обычным, то есть тем, к чему привык человек на Земле и с чем он сросся, там жить невозможно, ибо условия не позволяют. Потому только телесные и только материальные привычки сознания мертвящи. Но даже искусство выводит из рамок обычности, даже музыка уже не материальна, как не материален и звук, и цвет, и сочетание красок. Немного нужно, чтобы оторваться от привычного курятника. Искусство – путь к Свету. Знание – путь к свободе. Устремление – крылья полета.

1964 г. 005. (Янв. 4). Получаемое от Нас всегда по сознанию. Звучит пространство волнами света. Свет звучит. О значении Света Сказано мало. Каждый цвет спектра имеет свою ноту. Музыка сфер представляет собою сочетание этих звучаний. Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. Мир Высший звучанием насыщен, исходящим от всего, что наполняет его. Низшие слои, наоборот, характерны раздирающим ухо дискордом. Арфа духа звучит своей нотой. Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. Гармония звука и цвета дает жизнь, точнее, жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония – это разрушение, разложение и смерть. Равновесие есть гармония духа. Ритм равновесия может расти беспредельно. Мощь духа уявляется в равновесии. Равновесие, гармония и созвучие консонанса – формы выражения согласованности духа.

1964 г. 081. (Фев. 14). Правильно. Музыка хороша для приведения мыслей в гармоническое состояние, для остановки потока мыслей и для настраивания сознания на определенный лад. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Отметили верно, что некоторые Наши слова и выражения заключают в себе особую силу. Ритм и музыка изучаются мало. Говорю не о поэтических произведениях, но о простой речи. Стоит этому вопросу посвятить целое исследование. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова. О священном значении звука забыто. Великие Молчальники Знали, как мощно молчание может накапливать огненную силу. Само собою разумеется, что при этом требуется сознательность или осознание значения процесса. При отсутствии осознания результаты будут ничтожны. Повторение в себе мысленно или вслух тех или иных изречений, взятых из Учения, или повторение точных мыслей Учителя вызывает прилив сил. Они как бы передают энергию того качества, которое стремятся они утвердить. Повторение в себе укрепляет их силу. Этим путем можно упрочить любое качество, требующее применения. Гимны, торжественная музыка, звуковые воззвания хороши для приведения сознания в гармоничное состояние. Звуком можно учиться пользоваться сознательно.

1964 г. 082. (М. А. Й.). При всех условиях контакта нужно сосредоточение. Антиподом сосредоточенности будет разбросанность мысли, или хаос. Он под многими формами может вторгаться в сознание. Музыка, повторение слов, воззваний или целых речений помогают собиранию мыслей в фокус. В этом значение многих обрядов. Именно цель их сосредоточить сознание на определенном виде явлений и остановить блуждание мыслей. Когда сосредоточением руководит сердце, которое вкладывается в устремление, успех достигается тогда много быстрее. Для успеха в утверждении желаемого качества хорошо сосредоточиться на словах, его выражающих, их повторяя большое число раз. Лучше выбирать утверждения Первоучителя.

1964 г. 096. (Фев. 22). Много есть способов приведения сознания в возвышенное состояние. Одним из них является музыка и пение. С древних времен прибегали к этому методу. Звук вообще действует на нервную систему очень сильно. Звук человеческого голоса – особенно. Каждая песня, каждая мелодия, каждая симфония действуют по-разному. Многое зависит от вибрационного ключа микрокосма. Каждый знает, какие именно вещи воздействуют на него особенно сильно и как. Торжественная музыка и торжественные гимны вызывают соответствующее настроение. По склонности человека к той или иной музыке можно судить о нем самом. Мысленно вызывая из памяти тот или другой мотив, можно настраивать себя на желаемый лад. При известном углублении сосредоточения достигается иногда такое состояние, когда вызванная мелодия начинает звучать как бы сама, варьируясь на разные лады, словно невидимый оркестр начинает исполнять величественную симфонию. Пространство наполнено неслышимыми звуками. Композитор слышит их внутренним слухом. Как нечто совершенно реальное. Можно погрузиться в этот мир звуков беззвучных и тем возвышать сознание, отрывая его от Земли. Разные способы существуют, чтобы парализовать или умерять земные притяжения.

1964 г. 126. (М. А. Й.). Внимай песне жизни. Она космична. Не суета на кухне, но музыка сфер звучит в ней. Каждое преодоление земных голосов к ней приближает. Она звучит в великих произведениях искусства, во вдохновении певцов и поэтов. В подвигах духа звучит эта песнь. Ухо к ней преклонивши, можно слушать ее. Нет на Земле ничего ценнее ее утонченных звучаний. Песне жизни внимай.

1966 г. 225. (Апр. 2). Каждую способность и каждое качество духа человек может развивать беспредельно. Абсолютный слух не есть конец, но лишь только начало развития умения применения этой способности в области творчества. Звуковой аспект Космоса беспределен, как и сам Космос. Абсолютный слух нужен для творчества. Музыка сфер – продукт космического творчества. Все в Природе имеет свою ноту, или звуковой ключ. Каждый кристалл звучит, и каждый по-своему. Все металлы и все элементы химической шкалы Менделеева различаются своей звуковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня – это симфония торжествующей жизни. Матерь Агни Йоги видела в Тонком Мире дерево, посаженное ею. Можно сажать и цветы. Каждый цветок Тонкого Мира тоже звучит. При совершенстве творческой способности разума человека слух должен быть абсолютным. Мало уметь воспроизвести слышанную мелодию или звук, надо еще, помимо репродуктивной слуховой способности, развить способность творческую, способность творить звуками. Создать обычную музыкальную симфонию – это одно, создавать симфонии Космические, звучащие в пространстве, – это другое, но творить с помощью гармонически сочетаемых звуков, пользуясь звуковым вибрационным ключом привлекаемых к творчеству элементов, творить новые формы – это будет уже творчеством высшим, для которого нужны абсолютное качество чувств и знание законов гармонии, числа и пропорций. Создатель планеты их Знает, Пламенные Логосы их Знают, Планетные Духи их Знают, и все – в степени разной, ибо, как Сказано раньше, звезда от звезды […] во славе. В простой фразе, доступной в какой-то мере пониманию людей того времени, выражен глубочайший Закон возможности роста человеческого духа до ступеней высочайших. Так уже сознательно можно полагать начало нового импульса к развитию наиболее звучащих сознанию качеств, свойств и способностей духа, зная, что из малого зерна вырастает огромное дерево и что малое начинание со временем может стать большим и великим. О значении малых начинаний уже Говорилось, надо применить это знание практически к усовершенствованию своего аппарата. Указания своевременно будут даны, но усовершенствованием движет свободная воля.

1966 г. 552. (Сент. 19). Абсолютный слух в том виде, как он проявляется у обычных людей, касается звуков земных и способности их запоминания и воспроизведения. Но он не касается звуков Небес. Музыка Сфер может быть еще недоступна для такого уха. Следующей ступенью будет шкала звуков Тонкого Мира, и затем уже и Высших Миров. До четырнадцатого слуха может дойти способность звуковых восприятий, и каждая ступень имеет свой предел абсолютности, ограниченный тою сферою, в которой она проявляется. По шкале Беспредельности даже четырнадцатый слух не будет пределом, хотя он и может быть таковым для данной планеты. Поэтому абсолютный слух в обычном его понимании не есть предел достижений, хотя состояние можно считать весьма утонченным. Но оно не обязательно для того, чтобы услышать Голос Учителя, ибо при этом действует другое напряжение раскрытого уха. Каждое новое достижение затемняет собою предшествовавшее ему и бледнеет перед последующим. Таковы ступени лестницы жизни, которая не имеет конца.

1968 г. 358. (Июнь 28). Инерция утвержденного ритма по мере своего роста насыщается силой, неодолимо несущей вперед. Она перенесет и через Великий Порог, она устремит и далее в том же направлении. Много усилий требует соблюдение этого ритма. Надо знать, что ни одно, даже малейшее, усилие не пропадает даром. И, когда придется отдавать отчет за все сделанное, сказанное и помысленное, энергия утвержденного ритма на чаше весов окажется весьма полновесной. И в момент борьбы между Высшей и низшей дуадами ритм окажет свое решающее воздействие. Аккумулированная сила его поможет подняться в Высокие Сферы, магнитное притяжение к которым было создано ритмом. Мало думают люди о значении ритма, хотя и знают, что ритм лежит в основе работы даже машины. Ритм заложен в основе жизни Вселенной. Даже сердце атома пульсирует ритмически. Болезнь есть нарушение ритма в функциях тела. Аритмичная музыка разрушительна. Гармония и ритм управляют проявленным миром.

1969 г. 273. (Май 2). Звучания человеческие обычно весьма дисгармоничны, особенно городские шумы и звуки. Стройное пение и музыка, хорошая музыка, являются исключениями. Дисгармоничны голоса людей, их чувства и мысли. Гармонично настроенные сознания встречаются редко. Вблизи них человек отдыхает. В отличие от дисгармонии звучание природы, как правило, имеет в себе так нужную людям гармонию. Шепот листвы, шум дождя, прибой волн, журчание ручейка, песнь водопада, звуки лесные и пение птиц – все это наполнено ритмом и гармонией. И если долго прислушиваться к журчанию горного потока, то можно подпасть под воздействие этих гармоничных звуков и испытать их благотворное влияние. Природу можно назвать Великой Матерью человека, и в лоне ее он сливается с ней и восстанавливает столь нужное ему состояние внутренней гармонии, которую утеряли жители городов.

1972 г. 018. (Фев. 6). Прекрасное может затемняться некрасивым. Потому осуждено безобразие. Красота – критерий безошибочный, особенно в Тонком Мире. Так там слои и разделяются по признаку Красоты. И на Земле искусство, служащее Красоте, являет Свет людям. Собрания сокровищ мирового искусства представляют собою оазисы Света среди мрака земного. То же являет собою и музыка, правда, далеко не всякая, а также и все, что несет на себе печать Красоты. Когда-то расцветет жизнь на Земле Красотою, и тогда искусство войдет в жизнь как основа. Искусство питает сердце и обогащает сознание новым пониманием жизни. «Через искусство имеете Свет».

Жизнь подвига и несгибаемой преданности

Борис Николаевич Абрамов родился в России 2 авгу­ста 1897 года. В юношеские годы склонность к военно­му делу привела его во флот, и он стал военным моряком. В 1917 году над Россией пронесся ураган революции, и Борис Николаевич вместе со многими русскими оказался за пределами Родины. Страшный груз ложится на плечи тех, кто оказывается за границей в такой ситуации. «Зов Родины» — явление реально существующее, хотя оно и не измеряется нашими земными мерами и трудно пони­мается не испытавшими этого чувства.

Оказавшись за границей, он не потерял веры в Родину и не изменил ей, соблазны Запада не прельщали его. Он оставался не только по крови, но и по духу русским. Он не стремился к обогащению, его потребности в материаль­ных благах были очень скромными. Б. Н. Абрамов был человеком высокой культуры, всесторонне образованным: разбирался в технике, работал в химической лаборато­рии, хорошо знал музыку и литературу, сам играл на фортепиано и писал стихи. Его постоянно влекло к по­знанию назначения человека и его места и роли в миро­здании. На путях духовных поисков Борис Николаевич знакомился с различными философско-религиозными системами. Ему были близки Учения Христа, Будды, Пла­тона, Конфуция, Зороастра. Так закладывались основы его мировоззрения, которое окончательно сформировалось после встречи с Н. К. Рерихом.

В 1934 году Н. К. Рерих во время путешествия по Ки­таю приехал в Харбин. Русское население города с ува­жением встретило своего земляка, известного уже в те годы как выдающегося художника, путешественника, ученого. За границей было известно также и философ­ское мировоззрение Николая  Константиновича.  Естественно, что к нему устремились люди, жившие духовными интересами. Из многих приходивших к нему харбинцев Николай Константинович выбрал людей, духовно наи­более готовых к сотрудничеству с ним, которые составили небольшую группу учеников, признавших Н. К. Рериха своим земным Учителем — Гуру. В их число вошел и Борис Николаевич Абрамов. Из всей группы учеников Николай Константинович выделил двух и вручил им при­везенные из Гималаев кольца ученичества, как знак осо­бого доверия и духовной близости. Этими избранными были Б. Н. Абрамов и А. П. Хейдок.

С этого времени началась новая страница в жизни Б. Н. Абрамова. Николай Константинович позвал его к ис­токам Живой Этики, припав к которым, он жадно впи­тывал священные знания. Долгие годы поиска смысла жизни привели наконец к ответу на этот вопрос. Можно сказать, что этой группе людей (учеников) была предо­ставлена уникальная возможность, их приобщил к Муд­рости Жизни сам Н. К. Рерих — величайшая духовная личность XX века. Они имели счастье частых встреч с Николаем Константиновичем, пока тот находился в Харбине. Он проводил с ними занятия, во время которых за­кладывались основы будущего сотрудничества, им пере­давался опыт богатый, опыт служения эволюции и Обще­му Благу.

С отъездом Н. К. Рериха в Индию установленный контакт не прерывался, шла переписка. Вспоминая о встречах с Николаем Константиновичем, Абрамов гово­рил, что Гуру четко формулировал вопрос об Иерархии Света и значении Ее, как основного закона Мироздания.

Удивительная духовная культура, свойственная Н. К. Рериху, во многом передалась Б. Н. Абрамову и стала его жизненным кредо. Он был внешне простым и скромным, и множество людей, проходивших мимо, а зачастую и соприкасавшихся с ним, даже не подозре­вало о том, что составляло его суть: огненную устремлен­ность и несгибаемую преданность Духовному Учителю. Вероятно, понадобилось не одно воплощение, чтобы ут­вердить в своем сердце такой мощный энергетический по­тенциал. Жизнь его можно назвать подвигом служения эволюции. Не было громких слов, эффектных свершений, не было провозвестий. Путь Б. Н. Абрамова был напол­нен многими трудностями — так было за границей, так было и здесь, на Родине (он приехал в СССР в 1959 го­ду). Были моменты в его жизни, когда препятствия выстраивались перед ним стеной, и физическое зрение не просматривало никаких возможностей, и только сердце знало, сердце помнило слова Учителя: «И это переживи». Что помогало ему в эти минуты? Устремленность и пре­данность своему Духовному Учителю. Помощь приходила в последний момент. Тучи расступались, и вновь светило солнце. В. Н. Абрамов, как человек, имел и определен­ные свойства, присущие всем нам, людям. Е. И. Рерих в свое время указывала ему на это, и нужно сказать, что он принимал эти советы и неукоснительно следовал им.

Еще в 40-е годы Борис Николаевич стал мысленно воспринимать сначала отдельные слова, а затем и целые фразы, приходящие ему из пространства. Новые явле­ния в его жизни были неожиданны, вызывали у него вопросы. При этом у него не возникало чувства гордости и величия. Здесь, безусловно, проявилась та духовная культура, которой щедро делился с ним его Гуру.

Б. Н. Абрамов в письме Н. К. Рериху о новом и неожиданном опыте в своей жизни спрашивал, как расце­нить это явление и как к нему относиться. Ответ при­шел быстро, но не от Николая Константиновича, а от Елены Ивановны, которая обращалась к нему с просьбой прислать образцы полученных записей. После получения их Елена Ивановна написала ему вновь, подтвердив их Высокий Источник, выразила свою радость за него и со­ветовала продолжать работу. Борис Николаевич выпол­нил этот Совет и до конца своих земных дней продолжал почти ежедневно вести записи поступающей Информа­ции. Конечно, необходима была полная мобилизация не только физических, но и духовных сил. Информация, как правило, приходила ночью, ее нужно было сразу же пере­нести на бумагу, так как плотная физическая оболочка не в состоянии долго удерживать в памяти тонкие Каса­ния Высших Сфер. Такую колоссальную нагрузку из но­чи в ночь десятилетиями трудно представить. Этот про­цесс можно назвать подвигом. Что двигало человеком, когда он выполнял этот титанический труд? Не было принуждения, не было славословий и хвалебных гимнов в его честь, он не выходил на трибуны и не пожинал бурю аплодисментов. Он прошел скромно по жизни, не замеченный многими.

Пришло время, и многолетний труд Б. Н. Абрамова становится доступным читателю. Так свет далекой звез­ды доходит до нас, когда уже нет физического тела этой звезды, и заставляет нас поднять голову вверх, и неожиданный трепет наполняет наше сердце. В настоящую книгу вошли записи, сделанные Борисом Николаевичем в 1960 г. Содержание их помогает раскрыть новые грани Агни Йоги, лучше понять и освоить Мудрость, изложен­ную в книгах Живой Этики, так как даны они из Едино­го Высокого Источника. Б. Н. Абрамов получал Инфор­мацию от Великого Учителя, а после ухода Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих с земного плана воспринимал также их сообщения, что отмечено в начале соответствующих записей словами «Гуру» и «М. А. Й.» (Матерь Агни Йоги). При подготовке рукописи к изда­нию были сохранены особенности стиля и форма изложе­ния записей, что, несомненно, поможет читателю почув­ствовать глубину и значение этих знаний, пришедших к нам благодаря подвижническому труду Бориса Нико­лаевича Абрамова.

Б. А. Данилов.

СЕКРЕТЫ МУЗЫКИ

Т.Н. Микушина

Сборник из серии «Духовно-нравственная культура».

Вся наша жизнь пронизана звуками, музыкой. Качество музыки является очень важным фактором, от которого напрямую зависит дальнейший ход эволюции.

Но какого качества музыка, которая непрерывным потоком сопровождает нашу жизнь: в магазинах, кафе, с экранов телевизоров, из радиоприемников?.. Музыка может исцелять, а может буквально уничтожать.

Сборник приоткрывает секреты музыки. Имея знания о воздействии музыки на нас и окружающий мир, мы можем осознанно применять эти знания и реально изменять нашу жизнь!