Введение
Речь пойдёт о таком, казалось бы, отвлечённом понятии как покаяние. Дело в том, что как будет показано, вопрос о покаянии, переосмыслении ошибок прошлого приобретает первоочередное значение в ближайшее время. Не боясь громких заявлений, можно уверенно утверждать, что от того, произойдёт ли всенородное покаяние в событиях столетней давности зависит продолжит ли Россия своё существование, как государство или прекратит его.
Мы видим и чувствуем, что страна находится в кризисе, что окружающая нас действительность – жалкая пародия на изначальный Божественный замысел для нашей страны. Мы пытаемся найти выход из этого тупика и думаем, для этого необходима экономическая или политическая реформа. Однако такая, казалось бы, простая вещь как покаяние, изменение отношения к событиям столетней давности в сердцах и умах народа не рассматривается нами всерьёз. Сложно поверить, что между текущим плачевным положением дел и блистательным Божественным замыслом для России лежит только одно: наше нежелание раскаяться в сотворённом сто лет назад: в незаконном свержении Императора Николая Второго, верой и правдой служившего своему народу, в том, что мы, как потомки народа, жившего сто лет назад, поддались клевете и пропаганде, в совершении злодейского убийства не только Царя, но и всех членов его семьи, включая преданных слуг в подвале Ипатьевского дома. Вот это то, в чём необходимо раскаяться, чтобы Божественный путь вновь открылся для России. Так просто!
Ещё хотелось бы остановиться на том, что само слово покаяние не совсем верно понимается. Это слово ассоциируется с ползанием в церкви на коленях, земными поклонами и т.д. Однако всё это вовсе необязательные внешние атрибуты, порой уводящие от сути этого слова. А суть эту можно понять если внимательнее вслушаться в это слово: покаяние… Пока Я Не Я. То есть пока я не являюсь самим собой, пока мой разум окутан ложью, заблуждениями, иллюзиями. Соответственно процесс покаяния – это освобождение от иллюзий, обретение правдивого взгляда на вещи, возвращение от иллюзии к реальности.
О покаянии
Как же происходит покаяние?
В качестве пример, приведём описание этого переживания, которым поделился Виктор Александрович Саулкин — журналист, один из основателей радио «Радонеж», член Императорского Православного Палестинского Общества. В одном из интервью на вопрос о том, как он пришёл к почитанию Царской Семьи, Виктор Александрович поделился
«Это было действительно чудо, и оно вошло в книгу, составленную для комиссии по прославлению. Накануне моего любимого праздника Покрова Божией Матери я готовился ко Причастию, ночевал в мастерской. Помолился, акафист почитал… И вот внезапно в тонком сне вспыхнул огонек лампадки, разгорелся, и появился Государь в форме с погонами. Сняв фуражку, он пригласил меня присесть за стол. Я удостоился довольно долгой беседы, но вся она не сохранилась в памяти, оказалась сокрытой. Поразили глаза Государя, на земле я таких не встречал – небесно-голубые, и такая любовь в этих глазах, как будто смотрит на тебя родной любящий отец. Причем я ясно осознавал, что эта любовь к людям была свойственна Государю при его земной жизни. Он попросил: «Скажи всем: почему мне не молятся?» И потом из того, что помню, я спросил Государя: «Наверное, страшно было всей Семьей умирать?» Он ответил: «Нет, это было как миг», – и дал понять, что они сразу в Царство Небесное пошли, и еще – что все было гораздо ужаснее, чем мы думаем и представляем. И это важно. У меня слезы хлынули от сострадания, и я так и очнулся, в слезах, а огонек лампадки уменьшился до обычных размеров…»
История учит
Что же происходит тогда, когда люди не хотят раскаиваться или делают это слишком поздно? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории, поскольку что есть история, как не зафиксированная во времени череда событий, позволяющая проследить действие великого Закона Причин и Следствий.
Как известно, что 2 марта 1917 года в день своего отречения, Император Николай Второй сделал в своём дневнике запись «Кругом измена, трусость и обман». Это короткое, но притом такое ёмкое выражение как нельзя лучше выражало то, что происходило вокруг Царя. Его предали абсолютно все: чиновничий аппарат, военные, дворянство, включая ближайших родственников из рода Романовых, церковь и народ.
Предательство Думы
Как известно, заговор против Царя вынашивался оппозиционно настроенными депутатами Гос. Думы.
Вот что писал один из главных подстрекателей февральского переворота лидер партии кадетов П.Н. Милюков:
«Мы знали, что весной (имеется в виду весна 1917 года) предстояли победы русской армии. В таком случае престиж и обаяние царя в народе снова сделались бы настолько крепкими и живучими, что все наши усилия расшатать и свалить престол самодержца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву».
Милюкову вторит ещё один деятель, которого смело можно назвать главным мотором февраля, – Н.И. Гучков:
«Осенью 1916 года родился замысел о дворцовом перевороте, в результате которого государь был бы вынужден подписать отречение с передачей престола законному наследнику».
Историк О.А. Платонов отмечает в книге «Заговор цареубийц»: «Император был человек совести и души (в этом многократно убеждаешься, читая его переписку и дневники). Те моральные установки, которыми он руководствовался в своей деятельности, делали его беззащитным перед интригами, которые плелись в его окружении. Многие из его окружения преследовали собственные интересы, надеялись получить определённые выгоды, торговались с противниками царя о цене предательства. Вокруг царя всё сильнее и сильнее сжимался круг предательства и измены, который превратился в своего рода капкан ко второму марта 1917 года».
Впоследствии многие из лидеров февраля раскаивались в содеянном, когда стали свидетелями того, в какую пропасть они ввергли некогда великую страну.
Как писал Милюков:
«История проклянет вождей, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю.
Что же делать теперь, спросите вы. Не знаю, т. е. внутри мы все знаем, что спасение России — в возвращении к монархии, знаем, что все события последних двух месяцев явно доказывают, что народ не способен был принять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие, голосующие за республику, делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы не можем. Признание есть крах всего дела, всей нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями…»
Еще одно признание дал председатель временного правительства А.Ф. Керенский. Князь А. П. Щербатов (1911–2003), председатель Российского дворянского собрания Америки, известный в США и на Западе историк и специалист по генеалогии, который встречался с Керенским в 1967 году (незадолго до его смерти), свидетельствовал в 2001 году, в конце своей жизни. Интервью со Щербатовым было опубликовано в газете «Комсомольская правда». Глубоко несчастные, покинутый, в чужой стране А.Ф. Керенский говорил:
«Меня стыдятся собственные дети, говорят, что я вошел в историю как “отец керенщины”. Прощайте и забудьте меня. Я погубил Россию!»
Итак, эти люди сожалели о содеянном, но было уже поздно.
Генералитет
Как это признавали февралисты, без поддержки армии переворот был просто невозможен. Именно предательство командующих фронтами, генералов штаба, открыло двери революции. Как сейчас известно, среди военного руководства были люди, преданные Царю. Это и генерал граф Келлер и Гусейн Хан Нахичеванский, однако большинство из высшего руководства армии, предало Царя прельстившись посулами о должностях в новом правительстве.
В последствии, как и мятежные депутаты, многие из них осознали всю глубину сотворённой ими ошибки. Приведем выдержку из воспоминаний одного из лидеров Белого движения генерала Дитерихса :
«Мы все повинны в бедствиях, постигших нашу Родину; мы все повинны в том, что еще до революции между нами, интеллигентами, и народом оказалась пропасть; мы все повинны в том, что народ оказался не с нами, а с пришлыми, ему совершено чужими нехристями; наконец, мы все повинны в трагической судьбе, постигшей Дом Романовых, хотя и не участвовали фактически в ужасных кровавых злодеяниях <…> Какой ужас, какой позор таятся в сути всех этих вышеуказанных слухов; какой позор для нас всех, допускавших и распространявших такие низкие мысли… Как мы не знали духовной и национальной мощи нашего Царя».
Церковь
И даже церковь, как институт, призванный хранить ориентиры морали и нравственности предал того, кого почитал, как Помазанника Божьего, и кто ежедневно поминался в молитвах всех церквей и монастырей.
Предлагаем посмотреть фрагмент из интервью профессора кафедры истории России новейшего времени, Российского государственного гуманитарного университета М.А. Бабкина.
Народ
Однако революция, вызванная предательством элит, была бы обречена на неудачу, если бы народ поднялся, что называется, всем миром в защиту Богом данного Правителя. Однако и этого не произошло, люди бездействовали. «Молчанием предаётся Бог» — лучшая характеристика того, как повели себя русские люди сто лет назад.
Из воспоминаний российского государственного деятеля В. Н. Коковцева, который занимал должность министра финансов 1904—1905 и 1906—1914 годах, а также председателя Совета министров Российской империи в 1911—1914 годах можно судить о реакции людей на улицах на новость о расстреле царской семьи:
«На всех, кого мне приходилось видать в Петрограде, это известие произвело ошеломляющее впечатление: одни просто не поверили, другие молча плакали, большинство просто тупо молчало. Но на толпу, на то, что принято называть «народом» — эта весть произвела впечатление, которого я не ожидал. В день напечатания известия я был два раза на улице, ездил в трамвае и нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями… Какое-то бессмысленное очерствение, какая-то похвальба кровожадностью. Самые отвратительные выражения: «давно бы так», «ну-ка — поцарствуй еще», «крышка Николашке», «эх, брат, Романов, доплясался» — слышались кругом, от самой юной молодежи, а старшие либо отворачивались, либо безучастно молчали. Видно было, что каждый боится не то кулачной расправы, не то застенка».
Заключение
Итак, как видно, все слои общества несут ответственность за катастрофу, случившуюся сто лет назад в России. И, следовательно, все слои современного общества, по праву исторической преемственности, должны приложить усилия для того, чтобы исправить содеянное.
Красников Кирилл Евгеньевич